Пока я сама не взялась за написание книги о Куликовоской битве, я не подозревала, какое великое литературное сокровище это "Сказание". Конечно, у него, как и положено произведению древнерусской литературы, нет "классического", "единственно верного" варианта (оно известно в восьми основных редакциях и в сотнях списков от XVI до XIX века). Если вы хотите получить максимум и радости, и информации от этого текста — стоит найти в библиотеке великолепно выполненную издательством «Аврора» книгу, воспроизводящую «Сказание» в том виде, как оно включено в Лицевой летописный свод XVI века - с изумительными иллюстрациями Летописного свода, а также с очень приличным, хотя не во всем точном, как и все "ученые" переводы, переложением В. Колесова. Уставное письмо оригинала читается очень легко (лучшие писцы отбирались), и даже совершенно не владея навыками чтения кириллического письма, в него можно вникнуть. И тогда... тогда можно обнаружить, что у нас есть совершенно забытое сокровище - о существовании памятника знают все, но это мертвое знание, а кто его читал и наслаждался им?
Светские историки, начиная с Н. М. Карамзина, с недоверием относились к «Сказанию» как историческому источнику, основываясь на отдельных деталях повествования. Однако практически все сведения о Куликовской битве, которыми мы располагаем, восходят к «Сказанию», и в сущности они чрезвычайно многочисленны и точны. Это видно хотя бы по тому, насколько подробную картину боя могут восстановить из «Сказания» военные историки.
Но дело даже не в фактической точности - а в поэтической, художественной. "Сказание" дает икону события, образ в вечности - и эта икона тончайшим и совершенным образом прописана в малейших деталях.
Совершенство "Сказания..." явственно выступает при сравнении с гораздо более широко известной "Задонщиной", посвященной тому же событию и написанной раньше. "Задонщина" - полнейший плагиат (для того, чтобы понять, что это она списана с "Слова о полку Игореве", а не наоборот, достаточно сравнить художественное качество этих произведений, их силу: исходная неоригинальность "Задонщины" ощущается сразу, это бледная копия "Слова..." с заменой имен и мест), "Сказание" - полностью оригинальное и абсолютно полнокровное художественное произведение, выстраивающее и разворачивающее глубокий и целостный образ события. Удивительно, но о нем мне хочется сказать словами Льва Толстого из "Севастопольских рассказов": "Главный мой герой - правда".
Я не даю здесь литературоведческого анализа произведения, я просто хочу обратить хоть чье-то внимание на то, что у нас есть это чудо. "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", мы все "знаем. знаем", что такая древнерусская повесть есть. Но до чего же она хороша - почти никто не знает...
Почитайте - авось и поговорим, а?
"Сказание о Мамаевом побоище" ⇐ Древнерусская литература
-
Автор темыЕлена Т.
- Всего сообщений: 6
- Зарегистрирован: 20.05.2008
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Москва
Re: "Сказание о Мамаевом побоище"
Здорово!Елена Т., сразу захотелось ещё раз прочитать после Вашего поста. Спасибо!Елена Т.:Я не даю здесь литературоведческого анализа произведения, я просто хочу обратить хоть чье-то внимание на то, что у нас есть это чудо.
это интересно! Это связано и с литературой, видимо?Елена Т.:Пока я сама не взялась за написание книги о Куликовоской битве
-
- Всего сообщений: 13
- Зарегистрирован: 22.05.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: "Сказание о Мамаевом побоище"
Надо и ссылку на текст "Сказания" дать:
http://hronos.km.ru/dokum/skaz.html
Комментарии отдельно:
http://hronos.km.ru/dokum/o_skaz.html
Елена Т.
как хорошо вы написали про "слова". Видно, что любите и нравится, и знаете, о чём пишете.
Тем более, что и вопросы есть.
В комментариях и справках исторических удивило меня, что:
В XIV веке некоторые села превращаются в города за счет роста населения,
А удивило потому, что, по логике вещей, население должно остановиться как-то в росте, а не увеличиваться, ведь:
Зависимость от Золотой Орды выражалась в тяжелой дани, которой было обложено население. В 1257 году монголы произвели на Руси перепись, и каждое городское и сельское хозяйство должно было выплачивать сборщикам дань, которая вначале взималась натурой, а в дальнейшем серебром. Тяжелы были и другие поборы и платежи. Борьба русского народа и карательные набеги монголо- татар продолжались и в конце XIII века. В 1293 году в числе 14 других городов снова была разорена Москва.
http://hronos.km.ru/dokum/skaz.html
Комментарии отдельно:
http://hronos.km.ru/dokum/o_skaz.html
Елена Т.
как хорошо вы написали про "слова". Видно, что любите и нравится, и знаете, о чём пишете.
давайте! обязательно!Елена Т.: Но до чего же она хороша - почти никто не знает...Почитайте - авось и поговорим, а?
Тем более, что и вопросы есть.
В комментариях и справках исторических удивило меня, что:
В XIV веке некоторые села превращаются в города за счет роста населения,
А удивило потому, что, по логике вещей, население должно остановиться как-то в росте, а не увеличиваться, ведь:
Зависимость от Золотой Орды выражалась в тяжелой дани, которой было обложено население. В 1257 году монголы произвели на Руси перепись, и каждое городское и сельское хозяйство должно было выплачивать сборщикам дань, которая вначале взималась натурой, а в дальнейшем серебром. Тяжелы были и другие поборы и платежи. Борьба русского народа и карательные набеги монголо- татар продолжались и в конце XIII века. В 1293 году в числе 14 других городов снова была разорена Москва.
-
Автор темыЕлена Т.
- Всего сообщений: 6
- Зарегистрирован: 20.05.2008
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Москва
Re: "Сказание о Мамаевом побоище"
Даа.... давно поросла быльем тема.
А ведь правда, что имеем - не храним.... не ценим, точнее.
Все узловые события русской истории порождают массу легенд и трактовок - чем крупнее событие, тем больше совершенно диких трактовок. Это естественно, на то они и узловые, а значит, просто генетически эмоционально насцщенные, так что зашкаливает, и люди надеются отыскать корни всего, что им дорого и важно. Куликовская битва - не чемпион в этом отношении, но в первых рядах. Даже с чисто фактологической стороны тут расхождения огромные: что вообще было, как шел бой, какое имело значение.
"Сказание" изумило и порадовало меня (при "моем открытии этой Америки") тем, что оно дало непротиворечивую, целостную и глубокую (а точнее, высокую - протяженную ввысь) картину события, точнее - именно икону. Загадки и "противоречия" в "Сказании" зацепляли сильнее, чем при чтении исторических популярных книг и статей (я все-таки не историк, хотя, конечно, к ученым историческим трудам и публикациям тоже обращалась), но в нем же можно было найти и ключи к разгадкам, просто потому, что Сказание давало фокус, точку, с которой смотреть.
Я вернулась на форум после оооочень давнего отсутствия, и если у кого-то найдется капля интереса к теме, готова буду ее продолжить...
А ведь правда, что имеем - не храним.... не ценим, точнее.
Все узловые события русской истории порождают массу легенд и трактовок - чем крупнее событие, тем больше совершенно диких трактовок. Это естественно, на то они и узловые, а значит, просто генетически эмоционально насцщенные, так что зашкаливает, и люди надеются отыскать корни всего, что им дорого и важно. Куликовская битва - не чемпион в этом отношении, но в первых рядах. Даже с чисто фактологической стороны тут расхождения огромные: что вообще было, как шел бой, какое имело значение.
"Сказание" изумило и порадовало меня (при "моем открытии этой Америки") тем, что оно дало непротиворечивую, целостную и глубокую (а точнее, высокую - протяженную ввысь) картину события, точнее - именно икону. Загадки и "противоречия" в "Сказании" зацепляли сильнее, чем при чтении исторических популярных книг и статей (я все-таки не историк, хотя, конечно, к ученым историческим трудам и публикациям тоже обращалась), но в нем же можно было найти и ключи к разгадкам, просто потому, что Сказание давало фокус, точку, с которой смотреть.
Я вернулась на форум после оооочень давнего отсутствия, и если у кого-то найдется капля интереса к теме, готова буду ее продолжить...