Древнерусская литератураСлово о полку Игореве

Русская литература X – XVII веков
Летопись, слово, житие, поучение.
Автор темы
Муромец
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 22.05.2008
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
Слово о полку Игореве

Сообщение Муромец » 25 май 2008, 19:04

Сайт, посвящённый "Слову...": http://old-rus2.chat.ru/
Это так, для "затравки". Будет время - соберу здесь побольше ссылок и информации, напишу и свои собственные ощущения от прочтения. Может, кто-то поддержит -отлично было бы. Пока ограничусь тем, что очень нравится перевод "Слова" Н.Заболоцкого.
Последний раз редактировалось Муромец 25 май 2008, 19:38, всего редактировалось 1 раз.

Реклама
Автор темы
Муромец
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 22.05.2008
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
Re: Слово о полку Игореве

Сообщение Муромец » 25 май 2008, 19:38

Вопрос свой забыл любимый. Вы думаете: "Слово" в прозе или в поэзии написано? :shock:

Автор темы
Муромец
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 22.05.2008
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва
Re: Слово о полку Игореве

Сообщение Муромец » 25 май 2008, 20:20

Князем слава а дружине аминь. - это последние строки "Слова".
С древнееврейского "аминь" переводится как "воистину". Но интересно. что, оказывается, союз а был и противительным и соединительным одновременно, т.е. конец "Слова" можно прочитать по-разному:
"Князьям слава и дружине. Аминь!" и ещё:
"Князьям слава, а дружине аминь!"

Елена Т.
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 20.05.2008
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Откуда: Москва
Re: Слово о полку Игореве

Сообщение Елена Т. » 28 дек 2012, 13:30

Муромец:конец "Слова" можно прочитать по-разному:
"Князьям слава и дружине. Аминь!" и ещё:
"Князьям слава, а дружине аминь!"
Интересно. Скорее всего все-таки - князьям слава, а дружине - закрепить это славословие аминем, как народ на богослжуении (представляемый "ликом" - хором) утверждает возгласы славословия.
По-моему, этот "аминь" едва ли не единственный "церковный след" в "Слове", хотя иные с пеной у рта отстаивают его христианскую сущность (а другие, напротив - языческую, что более на поверхносте лежит). А я мню, что это действительно светская ратная поэма.
Впрочем, сейчас пороюсь в анналах и кое-что тут тисну :)

Добавлено спустя 12 минут 6 секунд:
Не нашла пока готовую статью, но подготовительные размышления к ней опубликую; в чем-то они и важнее.

Итак, «Слово о полку Игореве». А вернее, поход князя Игоря Святославича на половцев, бывший в 1185 году по нашему исчислению времени, в пасхальный период, и закончившийся поражением и пленом, из коего князь после бежал. Поход и отражение его в литературе и шире — культуре и национальном сознании.
Конечно, без «Слова» фиг бы что там отразилось. Это единственное произведение древнерусской литературы, на долгие десятилетия вошедшее в школьную программу; загадочнейший памятник с загадочной и, можно сказать, провокативной судьбой, о поддельности/подлинности которого спорили еще с тех времен, когда оригинал не сгорел (а ведь даже в его исчезновении в пожаре, оказывается, есть сомнения!), о котором мы можем судить только по публикации Мусина-Пушкина и по основанных на ней реконструкциям. «Слово» — абсолютный чемпион (я полагаю) по количеству и …ээээ… качеству (накалу безуминки) спекуляций, теорий, гипотез, силовых линий, трактовок, толкований, расшифровок и тп. Для Фоменки с Носовским тут мелок масштаб самого события, и я даже не интересовалась, в какую схемку они вписали данный поход и чьим двойником (а точнее, каким-нибудь десятым клоном) является у них князь Игорь и его битва с половцами. А вот писательской братии на «Слове» реально крышу сносит. Вот почему я и остерегалась нырять в пучину «слововедения», но избежать этого погружения (хотя бы по щиколотку) никак не могла. Главное, не заплывать далеко (да это и скучно невозможно — погружаться в этот океан безумия в поисках жемчужин смысла).
Со «Словом» и походом князя еще сильнее, чем с Куликовской битвой, видишь, что не только закон «что дышло», и не устаешь поражаться тому, как можно чему угодно приписывать что угодно. Как ни старалась я ограничить свои немногие штудии только сухой материей, я не без пользы для себя прочитала три концепции: языческую, экологическую и православно-христианскую. Угадайте с трех раз, какая больше всего притянута за уши? Ах, дорогие друзья, думаю, вам хватило и первой попытки. Ага, христианская. Просто слов нет, до какого маразма может дойти интеллигентское сознание и как отвратительны прививки «единственно верного учения» на любую «престижную» почву. Наиболее адекватной и взвешенной показалась мне языческая: в позиции автора чувствуется, конечно, неприязнь к христианству, но ведет он себя корректно, а его доказательства, что автор «Слова…» не может являться христианином, кажутся мне по меньшей мере очень весомыми и убедительными.
Но мимо, мимо, как говорил Гоголь! Я немного не о том. Два с лишним века отечественная мысль трется об этот памятник, высекая искры; за два с лишним века тонны бумаги исписаны, тысячи докладов и выступлений сделаны, сотни диссертаций защищены и монографий опубликованы; а я тут — «наконец разобраться для себя» (да еще и что-то опубликовать в журнале)! — да еще и не погружаясь в этом море. Вышел из лесу (как вольтеровский Простодушный или иное руссоистское создание) и расставил точки над i.
И все же мне кажется, что, как раз не встревая глубоко во все эти накаленные споры и миллионы аргументов вокруг любого слова из «Слова», можно-таки что-то для себя понять. И нужно.
Что мы имеем?
1. Исторический факт: достаточно локальный и достаточно простой эпизод из русской воинской и политической истории, документированный данными летописей (Ипатьевской и Лаврентьевской прежде всего) и, кажется, еще другими памятниками, кроме «Слова…» — неудачный поход новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 году, с известным количеством достаточно внятных деталей.
2. Безусловно подлинное (в 2007 г. Зализняк в очередной раз не просто филологически доказал подлинность памятника, но внятно и очень корректно разъяснил суть этого доказательства для неспециалистов) и гениальное произведение древнерусского автора, завораживающее образностью и мощью языка. Гениальность его именно в том, что оно создает целостный и богатый образ события. Христианская идеология к этому произведению может быть пришита на живую нитку только извне: внутри она не содержится. (В советских довоенных и послевоенных песнях я вам легче и больше найду христианских мотивов, чем в «Слове»!)
3. Летописные повествования о том же событии, в которых расставлены христианские акценты. Летописи-то и создавались на основе этих «акцентов», летописец рассматривает события, включаемые в летопись, как книгу промысла Божия, как «смысл истории», а отнюдь не формально навешивает оценочные ярлыки (в отличие от современного «православного толкователя» «Слова…»). Задача летописи — если не создание иконы истории, то повествование о течении ее в иконописном стиле, с выделением промыслительных смыслов.
Получается уже очень интересная трехмерность, из которой можно извлечь многое (особенно многое благодаря не-христианскости и реальной гениальности «Слова»!). Может быть, стоит рассмотреть и четвертый компонент, вернее, его наличие — огромные культурные наслоения, образовавшиеся за 2 века после опубликования памятника в совершенно иной культурной среде.

Здесь Шехерезада кончает дозволенные речи...


Кстати, в соседней ветке - о 18 веке - намечена теория об "эзотерическом" происхождении этого литературного памятника в 18 веке, в масонской среде. Но тех, кого идеи поддельности "Слова" как-то убеждают, я прошу все-таки найти в сети (поисковиком, по фамилии Зализняк - вместе с названием памятника) соответствующую статью или лекцию и ознакомиться с нею. Мне думается, она сокрушительно убедительна не только для филологов, но для любого условно образованного человека. "Слово о полку Игореве" - безусловно подлинный памятник 13 века.

salvete
Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 04.03.2012
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: московская область
Re: Слово о полку Игореве

Сообщение salvete » 28 дек 2012, 22:02

Муромец:Вы думаете: "Слово" в прозе или в поэзии написано?
кто-то путает? )))

poslannik
Всего сообщений: 8
Зарегистрирован: 28.09.2017
Образование: высшее техническое
Поблагодарили: 1 раз
Re: Слово о полку Игореве

Сообщение poslannik » 02 окт 2017, 14:02

Муромец:
25 май 2008, 20:20
Хочу заметить, что автор (авторы) "Слова..." чрезвычайно последовательны как в своих мыслях, так и выражениях.

Завершение "Слова...":
"Княземь слава - у дружбине. Аминь". (ПМ)

А вспомните самое начало "Слова...":
"БорЪчь пЪрвых времен - у собрице...".!!! (ПМ)

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • "Слово о полку...": место битвы князя Игоря с половцами
    poslannik » 28 сен 2017, 14:52 » в форуме Древнерусская литература
    8 Ответы
    143 Просмотры
    Последнее сообщение Herovim
    17 окт 2017, 19:39